Законность проведения следственных действий можно обжаловать в апелляционном порядке
Согласно действующему законодательству ряд следственных и иных процессуальных действий может быть произведен только на основании судебного решения. Среди них – осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, личный обыск, выемка предметов и документов, содержащих охраняемую законом тайну, наложение ареста на имущество, реализация, утилизация или уничтожение вещественных доказательств, контроль телефонных переговоров и ряд других (п. 4- 9, п. 10.1, п. 11 и п. 12 ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
По данным Верховного Суда Российской Федерации, только за 2016 год суды рассмотрели более 1,3 млн ходатайств органов предварительного расследования о проведении указанных процессуальных действий. Их количество не снижается на протяжении трех последних лет, а доля удовлетворенных ходатайств составляет 87-97%.
Учитывая значительное число таких заявлений, а также тот факт, что производство этих следственных действий связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, ВС РФ решил разъяснить особенности рассмотрения соответствующих ходатайств, то есть применения ст. 165 УПК РФ. Проект соответствующего постановления – "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан" (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ) обсуждался на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ.
Так, предполагается уточнить, что суду следует проверять не только соответствие поступившего ходатайства всем установленным уголовно-процессуальным требованиям (подано ли оно по подсудности, содержит ли необходимые сведения, например точный адрес места проведения осмотра или обыска, и др.), но и наличие фактических обстоятельств, служащих основанием для производства следственного действия. К примеру, содержат ли материалы дела достаточно данных для предположения о наличии в месте обыска орудий совершения преступления или иных предметов, которые могут иметь значения для расследования.
Поскольку ходатайство о производстве следственного действия должно быть рассмотрено в течение 24 часов с момента его поступления в суд, за исключением ходатайства о реализации вещественных доказательств (ч. 2, ч. 3.1 ст. 165 УПК РФ), ВС РФ предлагает использовать для уведомления лиц, имеющих право на участие в судебном заседании, в ходе которого оно будет рассмотрено, средства ускоренной связи: СМС-сообщения, факсимильную связь, телефонограммы и т. д.
Разъясняет ВС РФ и порядок рассмотрения поступившего ходатайства – он аналогичен порядку проведения судебных заседаний для решения вопроса о заключении лица под стражу (ч. 6 ст. 108 УПК РФ) и вопросов, связанных с исполнением приговора (ч. 7 ст. 399 УПК РФ). При этом уточняется, что в целях сохранения государственной или иной охраняемой законом тайны ходатайство о производстве следственного действия может рассматриваться в закрытом судебном заседании.
Интересны положения Проекта, касающиеся случаев, когда осмотр жилища, обыск и выемка в нем, выемка вещи из ломбарда, личный обыск либо наложение ареста на имущество произведены без получения судебного решения. Это допускается, когда проведение соответствующего следственного действия не терпит отлагательства (ч. 5 ст. 165 УПК РФ). В частности, для пресечения преступления и при угрозе уничтожения искомых объектов, уточняет ВС РФ. Он планирует обратить внимание судов на необходимость проверки не только законности решения следователя или дознавателя о произведении следственного действия (в том числе наличия свидетельствующих о его безотлагательности обстоятельств, соблюдения порядка принятия решения), но и соблюдение установленных законодательством требований непосредственно при его производстве.
Также предполагается указать, что суд вправе вынести частное постановление о нарушении закона, если следователь или дознаватель не уведомит суд о произведенном следственном действии в течение трех суток с момента начала его производства.
Кроме того, Суд считает, что в судебном заседании, в ходе которого проверяется законность проведенного без получения судебного разрешения процессуального действия, может участвовать любое лицо, чьи права и законные интересы затронуты при его производстве.
Особое внимание планируется обратить на порядок обжалования судебных решений, разрешающих производство следственных действий. В Проекте отмечается, что соответствующее постановление судьи может быть обжаловано в порядке апелляции, однако в случае обжалования его действие не приостанавливается, так как следственные действия должны осуществляться своевременно. Если жалоба подана в то время, когда предварительное расследование по делу уже окончено, суд должен отказать в ее принятии, разъяснив заявителю возможность рассмотрения вопросов о законности решения о проведении следственного действия в ходе рассмотрения дела по существу, а также при последующем рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанции.
Отдельные разъяснения Проекта касаются конкретных процессуальных действий.
Осмотр. Уточняется, что необходимо получать разрешение суда на осмотр жилища, в том числе строения, используемого для временного проживания (п. 10 ст. 5 УПК РФ), если хотя бы одно проживающее в нем лицо возражает против проведения осмотра. В то же время обращение за судебным решением не является обязательным, когда не получено согласие собственника жилого помещения, не проживающего в нем, считает ВС РФ.
Выемка документов, содержащих врачебную тайну. Данное следственное действие производится только при наличии судебного решения – такое правило установлено для выемки всех документов, содержащих охраняемую законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). Однако для получения отдельных сведений о состоянии здоровья лица судебное разрешение не требуется, указано в Проекте. Такой вывод подкрепляется положением п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. Но в этом случае, по мнению Суда, следователь или дознаватель не вправе истребовать подлинники или копии медицинских документов, содержащих составляющие врачебную тайну сведения.
Выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. Она также производится только по судебному решению. Причем в случае, когда необходима выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах нескольких лиц, открытых в одном банке, суд должен вынести отдельное постановление для каждого из них, уточняет ВС РФ. Но справки об операциях, счетах или вкладах физических лиц следователь или дознаватель может запросить в банках и кредитных организациях без судебного решения – с разрешения руководителя следственного органа, говорится в Проекте.
Получение информации о телефонных соединениях. Предполагается уточнить, что при проведении данного следственного действия могут запрашиваться, например, сведения о дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов, номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций, IMEI-коде абонентского устройства.
Наложение ареста на имущество. Планируется обратить внимание судов на то, что арестовано может быть не все имущество, а только его часть, стоимость которой соразмерна максимальному размеру штрафа как санкции по приговору, в обеспечение исполнения которого налагается арест, или причиненному преступлением ущербу. Также отмечается необходимость указания в постановлении срока действия ареста на имущество.
Проект в целом одобрен Генеральной прокуратурой РФ, Минюстом России, представителями судейского и научного сообщества. Однако поскольку для некоторых пунктов документа предложены альтернативные варианты, он отправлен на доработку.