Организация может не обладать статусом юридического лица, в том числе после прекращения такого статуса и исключения из ЕГРЮЛ, однако при этом обладать гражданской процессуальной правоспособностью и осуществлять процессуальные права от своего имени, в том числе подавать апелляционные жалобы. Эта правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в деле о споре между гражданином и органом госбезопасности РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 16 октября 2018 г. № 5-КГ18-185).
Гражданин оспаривал отказ наших пограничников выпустить его несовершеннолетних детей за границу. Иск был подан непосредственно к Пограничной службе ФСБ России. Районный суд этот иск удовлетворил и отменил ограничения права на выезд несовершеннолетних детей.
Пограничная служба ФСБ России, руководствуясь своими соображениями, решила оспорить решение районного суда. Однако региональный суд неожиданно оставил апелляционную жалобу без рассмотрения по существу:
- из выписки из ЕГРЮЛ усматривается, что деятельность ФГКУ Пограничная служба ФСБ России в качестве юридического лица прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ;
- согласно ст. 49 Гражданского кодекса правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении;
- значит, лицо, подавшее апелляционную жалобу, не обладает правоспособностью, в связи с чем не наделено правом от своего имени осуществлять процессуальные права, в том числе право апелляционного обжалования;
- следовательно, апелляционная жалоба не соответствует требованиям ст. 322 Гражданского процессуального кодекса и подлежит оставлению без рассмотрения.
Пограничная служба с клеймом "процессуального призрака" пыталась оспорить определение регионального суда, но безуспешно: первое обращение в ВС РФ было неудачным, в передаче дела на рассмотрение в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ было отказано. Однако повторная кассационная жалоба на имя заместителя Председателя ВС РФ поправила ситуацию, дело было передано в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, которая отменила "региональное" определение об оставлении заявления без рассмотрения, указав на следующее:
- согласно ст. 36 и ст. 37 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста 18 лет, и организациям, обладающими правом на судебную защиту;
- региональный суд, принимая обжалуемое определение, фактически отождествил понятия "организация" и "юридическое лицо";
- а между тем юридическим лицом является организация, отвечающая признакам, установленным ст. 48 ГК РФ. Следовательно, юридическое лицо является одной из допустимых законодательством форм организации;
- расширенное понятие организации дано в п. 3.1.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 14001-2016, который понимает под организацией лицо или группу людей, связанных определенными отношениями, имеющих ответственность, полномочия и выполняющих свои функции для достижения их целей. Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными;
- Федеральная пограничная служба РФ упразднена на основании Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 с передачей своих функций Федеральной службе безопасности РФ, в которой создана своя Федерации пограничная служба, возглавляемая первым заместителем директора ФСБ России – руководителем Пограничной службы. Согласно Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (далее – Закон № 40-ФЗ) к органам ФСБ России относятся, в том числе, управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). Контроль за их деятельностью осуществляют, в том числе, и суды (ст. 23 Закона № 40-ФЗ);
- что же касается необходимости участия в процессе именно Пограничной службы ФСБ России, а не ФСБ России, то это продиктовано Правилами подачи заявления о несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 12 мая 2003 г. № 273, поскольку согласно этим Правилам заявление подается родителем ребенка не в ФСБ России, а в орган пограничного контроля.
Таким образом, вывод об отсутствии процессуальной правоспособности у организации, не обладающей собственной записью в ЕГРЮЛ, является – в данном случае – ошибочным, определение об оставлении без рассмотрения – отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.