Работница обратилась в суд с иском к работодателю о признании незаконным ее увольнения и восстановлении на работе, однако суды первых двух инстанций отказались рассматривать дело по существу (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2019 г. № 16-КГ19-21). Проблема заключалась в том, что работница была уволена 31 мая 2017 года, а иск подала только 24 ноября, в то время как срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении составляет один месяц (ст. 392 Трудового кодекса).
Вместе с тем суд может восстановить указанный срок, если он был пропущен по уважительным причинам, и истица полагала, что в данном случае для этого были все основания: с 19 июня по 21 ноября она была временно нетрудоспособна в связи с беременностью и родами. Однако судьям первых двух инстанций это не показалось достаточно серьезной преградой для обращения суд. Сославшись на справку главврача медицинской организации, в которой женщина находилась под врачебным наблюдением в период беременности, суды заключили, что нетрудоспособность не препятствовала ей реализовать свое право на судебную защиту.
Но ВС РФ с такими выводами не согласился. По мнению высшего судебного органа, нижестоящие инстанции не учли положения Конституции РФ, устанавливающие гарантии прав женщины на материнство, на заботу о детях и их воспитание, на сохранение условий, обеспечивающих выполнение ею социальных функций. Приоритетными обязанностями для истицы в период беременности являлась защита ее здоровья, а после родов – уход за ребенком. В итоге дело было направлено на пересмотр.