Законопроект о внесении изменений в Семейный кодекс направлен на реализацию конституционных положений о возложении на государство обязанностей создания условий для достойного воспитания детей в семье и необходимости защиты института брака как союза мужчины и женщины. Также предлагается1 определить обязанности Правительства РФ по обеспечению единой политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, обеспечить приоритет семейного воспитания детей и создать условий для взаимного доверия государства и общества.
В этой связи законопроектом расширяется система принципов семейного права путем включения в нее положений:
о презумпции добросовестности осуществления родителями родительских прав;
о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье (семье своих родителей или иных родственников).
Предлагается иная концепция отобрания ребенка у родителей (иного лица, на попечении которого он находится). Вместо отобрания ребенка у родителей предлагается дифференцированная система мер защиты ребенка, учитывающая характер обстоятельств, в которых оказалась семья, главной задачей которой является обеспечение безопасности ребенка. Отобрание станет возможным вследствие виновного поведения родителя не иначе как на основании судебного решения о лишении или ограничении родительских прав.
К мерам самозащиты родителей законопроект относит установление опеки (попечительства) (передача родственникам или иным лицам) над детьми по заявлению родителей на период, когда родители по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права в течение определенного периода времени. К таким причинам можно будет отнести недостижение родителями возраста шестнадцати лет, служебную командировку родителей, длительную болезнь родителей, связанную с необходимостью пребывания в медстационаре, нахождение родителей под стражей или отбывание наказания в виде лишения свободы. Также предусмотрена мера в виде временного устройства ребенка, имеющего родителей, в организацию соцобслуживания на период, когда родители по указанным уважительным причинам временно не смогут осуществлять родительские права. Данные меры предлагается применять в случаях, не терпящих отлагательств.
Согласно законопроекту сокращается перечень оснований для лишения родительских прав. Ограничение родительских прав рассматривается как более мягкий вид семейно-правовой ответственности, который должен предшествовать лишению родительских прав. Круг оснований для ограничения родительских прав, напротив, планируется расширить.
Кроме того, устанавливается исчерпывающий перечень оснований признания ребенка оставшимся без попечения родителей, определяется порядок установления факта отсутствия у ребенка родительского попечения и признания ребенка оставшимся без попечения родителей. Предполагаются поправки, уточняющие полномочия органов опеки и попечительства и суда.
Относительно изменения института брака законопроект конкретизирует конституционное положение, определяя брак как добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, государственная регистрация заключения которого производится органами ЗАГС. Статью 14 СК РФ предлагается дополнить обстоятельством, препятствующим вступлению в брак: согласно положениям законопроекта вступление в брак лиц одного пола не допускается.
Поправки также закрепляют единство терминологии семейного законодательства, устанавливают правила исчисления сроков. Корреспондирующие изменения предлагается внести в Гражданский кодекс2, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты3.