Речь идет о законопроекте, который Президент РФ
Владимир Путинвнесв Госдуму в середине марта. По мнению экспертов, одним из самых дискуссионных вопросов, которые возникнут при его обсуждении депутатами, станет вопрос финансирования. Дело в том, что, с одной стороны, законопроектом предусматривается сокращение количества присяжных в коллегиях, формируемых в областных и равных им по уровню судах, с 12 до 8 человек, в связи с чем должны снизиться расходы на вызов кандидатов в присяжные заседатели и материальное обеспечение участвующих в судопроизводстве присяжных.
С другой стороны, в случае принятия законопроекта количество дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных, увеличится во много раз, поскольку он предусматривает возможность формирования коллегий присяжных в районных судах, а также в гарнизонных военных судах (коллегии будут состоять из шести человек).
К подсудности присяжных в районных судах предлагается отнести дела о ряде особо тяжких преступлений, в том числе об убийствах с отягчающими обстоятельствами (
ч. 2 ст. 105 УК РФ), по которым в качестве наиболее строгого вида наказания на практике не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, хотя в принципе они предусмотрены соответствующими статьями УК РФ в качестве санкции за совершение этих деяний, – например, когда обвиняемыми являются женщины, несовершеннолетние граждане или мужчины старше 65 лет (
ч. 2 ст. 57,
ч. 2 ст. 59 УК РФ). Кроме того, законопроектом предлагается наделить присяжных в районных судах правом на рассмотрение дел о простых убийствах (
ч. 1 ст. 105 УК РФ) и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (
ч. 4 ст. 111 УК РФ).
Таким образом, в случае принятия законопроекта право ходатайствовать о рассмотрении дел судом присяжных получат более 15 тыс. обвиняемых – именно столько дел по перечисленным составам преступлений рассматривается районными судами за год (на основании данных за 2014 и 2015 годы), отмечается в пояснительной записке к нему. В связи с этим, даже несмотря на то, что далеко не все обвиняемые пользуются таким правом, можно прогнозировать увеличение числа рассматриваемых присяжными дел с нынешних 600-700 в год до нескольких тысяч, что, разумеется, повлечет значительные расходы.
Однако предлагаемые законопроектом изменения – это далеко не завершение реформы института суда присяжных, уверен депутат. Следующий вопрос, который уже обсуждается экспертным сообществом, – о возможности отнесения к подсудности суда присяжных дел по ряду экономических преступлений. Стоит учесть, что для рассмотрения экономических преступлений необходимы определенные знания в сфере экономики, налогового права, бухгалтерского учета. Поэтому присяжные, участвующие в рассмотрении таких дел, должны будут, как минимум, иметь экономическое образование.
Таким образом, пока рано делать прогнозы о том, сколько изменений претерпит законопроект. До 20 апреля Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству будет принимать отзывы, предложения и замечания по документу, после чего будет назначена дата его рассмотрения в первом чтении.