Работу в аппарате суда предлагают выделить в отдельный вид государственной службы
Постановления о внесении в Госдуму законопроекта о государственной судебной службе (далее – законопроект о судебной службе) и двух законопроектов о поправках в ряд федеральных конституционных и федеральных законов в связи с введением такой службы приняты на сегодняшнем заседании Пленума ВС РФ. Так, под государственной судебной службой предлагается понимать вид госслужбы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан РФ в аппаратах ВС РФ, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Сейчас, напомним, сотрудники аппаратов судов являются государственными гражданскими служащими.
"В настоящее время вопрос укомплектования аппаратов судов высокопрофессиональными кадрами стоит особенно остро из-за низкого уровня заработной платы работников судебной системы при стабильно высоком уровне нагрузки. Это приводит к тому, что выпускники вузов, в том числе юридических, предпочитают не идти на работу в сферу правосудия", – отметил представлявший на заседании соответствующие законопроекты первый заместитель Председателя ВС РФ Пётр Серков. Поскольку одна из основных задач аппарата суда заключается в обеспечении своевременного рассмотрения и разрешения дел, от того, насколько квалифицированным является его кадровый состав, зависит качество отправления правосудия. В связи с этим и предлагается определить статус государственного служащего судебной службы РФ (далее – судебный служащий), установить требования к нему и условия прохождения судебной службы.
Согласно законопроекту о судебной службе судебным служащим запрещается быть представителями в суде (за исключением случаев законного представительства), выполнять функции по осуществлению правосудия, совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса, заниматься, помимо судебной службы, какой-либо оплачиваемой деятельностью (исключение – преподавательская, научная или иная творческая деятельность), предпринимательством, покупать некоторые ценные бумаги и т. д.
В то же время перечислены в проекте и социальные гарантии судебных служащих. К ним относятся, в частности:
- увеличенная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска – 30 календарных дней;
- дополнительный оплачиваемый отпуск – от 1 до 10 календарных дней в зависимости от стажа;
- защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и иных неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей и др.
Предусматривается также введение специальных классных чинов судебной службы. Однако для должностей, квалификационным требованием к которым является наличие юридического образования, сохраняются классные чины юстиции (юрист, советник юстиции, государственный советник юстиции, действительный государственный советник юстиции).
Кроме того, предполагается, что у судебных служащих появится собственная форменная одежда, ношение которой в судебном заседании будет обязательно, а также официальные символы, что позволит идентифицировать их среди участников процесса.
Определенные изменения могут затронуть и структуру аппарата некоторых судов. Так, по аналогии с институтом секретариата председателя суда, который, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту о судебной службе, эффективно функционирует в арбитражных судах, предлагается ввести должности руководителя секретариата председателя суда, его заместителя и советника в областных и равных им по уровню судах, а также окружных (флотских) военных судах.
Также предполагается обеспечить независимость администраторов ряда судов от ВС РФ. Напомним, на администратора возложены обязанности по организации материально-технического и хозяйственного обеспечения судебной деятельности, а также по обеспечению ее безопасности. Согласно действующему законодательству администраторы судов реализуют свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при ВС РФ (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"). Поправками устанавливается, что для осуществления перечисленных функций в областных и равных им по уровню судах, окружных (флотских) военных и арбитражных судах вводится должность руководителя аппарата, который будет подчиняться непосредственно председателю конкретного суда (соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации").
Таким образом, по мнению разработчиков пакета соответствующих законопроектов, установление специального статуса судебного служащего и предоставление ему дополнительных гарантий и мер материального обеспечения позволит поднять престиж судебной службы и привлечь в эту сферу квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, повысит качество отправления правосудия.