Полная материальная ответственность работника будет наступать за ущерб, нанесенный в результате административного правонарушения
Соответствующий закон подписал Президент РФ Владимир Путин (Федеральный закон № 359-ФЗ от 27 ноября 2017 г. "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 242 и 243 Трудового кодекса Российской Федерации").
Документом производится замена понятия "административный проступок" понятием "административное правонарушение"1, которое употребляется в ч. 3 ст. 242 и п. 6 ч. 1 ст. 243 Трудового кодекса. Напомним, что в настоящий момент, работники младше 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также в результате совершения преступления и административного проступка (ч. 3 ст. 242 ТК РФ). Кроме того, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, если ущерб был нанесен в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим госорганом (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Теперь же работник будет нести материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба, только если ущерб будет причинен в результате совершения административного правонарушения.
Разработчик проекта указанного закона, депутат Госдумы Валерий Рашкин объяснил необходимость его принятия тем, что в действующих нормах КоАП отсутствует понятие "административного проступка". При этом работодатели часто используют более широкую трактовку данного понятия, в частности, в ситуациях, когда компетентным органом установлена вина работника в совершении противоправного деяния, но оно не образует состава административного правонарушения. В качестве примера автор инициативы приводит случаи, когда работодатели в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ пытаются возложить полную материальную ответственность за ущерб, причиненный автомобилю, на работников, ставших виновниками ДТП в результате нарушения ПДД, за которые не установлена административная ответственность – например, определение Белгородского областного суда от 21 мая 2013 г. № 33-1707.
Отметим, что ранее Верховный Суд Российской Федерации также указывал, что факт признания работника виновным в совершении ДТП недостаточен для привлечения его к полной материальной ответственности.