Спустя почти год после принятия президентского законопроекта, направленного на оптимизацию нагрузки на мировых судей, думский комитет вернулся к обсуждению этого документа. Он предусматривает серьезные изменения в работе мировых судей. Наиболее заметным из них для граждан может стать отмена обязательности составления мотивированного решения мировым судьей. Согласно предлагаемым поправкам в Гражданский процессуальный кодекс, мировой судья сможет не составлять мотивированное решение, он будет обязан это делать только при поступлении соответствующего заявления от сторон. Для соблюдения прав сторон при объявлении резолютивной части и в ней самой мировой судья будет разъяснять сторонам право подать такое заявление. Согласно законопроекту, при желании получить мотивированное решение участники процесса должны сообщить об этом суду в течение трех дней после объявления его резолютивной части. Если же стороны или их представители не присутствовали на заседании, им будет отводиться на подачу заявления 15 дней.
2. Распределение нагрузки между судьями.
Уточняются в законопроекте и возможные основания для перевода мирового судьи с одного судебного участка на другой в пределах одного судебного района. В случае, если он осуществляется на срок более одного месяца, то в обязательном порядке потребуется согласие мирового судьи. Председатели райсудов с целью обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей смогут передавать часть дел, поступивших к мировому судье одного судебного участка, другому мировому судье того же судебного района. Верховный суд РФ предложил еще один способ упростить перераспределение дел между мировыми судьями. Для этого высшая инстанция готова расширить их юрисдикционные полномочия от участка, как сейчас, до судебного района.
3.Минимальная сумма иска от налоговиков составит не менее 3000 руб.
Еще одним способом снизить нагрузку на судей станет увеличение с 1500 до 3000 руб. минимальной суммы задолженности и штрафов, которую налоговые и таможенные органы имеют право взыскивать с физлица в судебном порядке. Соответствующие изменения вносятся в статью 48 Налогового кодекса. Ко второму чтению в эту часть законопроекта изменения не вносились.