Законом № 196-ФЗ в ст. 12.8 КоАП РФ введено примечание, согласно которому административная ответственность, предусмотренная данной статьей и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.

Часть 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусматривает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

С учетом изложенного, Закон № 196-ФЗ в указанной выше части имеет обратную силу и распространяется на лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, до вступления Закона № 196-ФЗ в силу и в отношении которых назначенное наказание не исполнено.

В соответствии с п. 2 ст. 31.7 КоАП РФ судья, вынесший постановление о назначении административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, регламентирован ст. 31.8 КоАП РФ.

Таким образом, по заявлению лица, привлеченного к административной ответственности, судья, вынесший постановление о назначении наказания по указанной категории дел, может решить вопрос о прекращении исполнения постановления.

Заявление рассматривается судьей в трехдневный срок со дня его поступления. Заинтересованные лица извещаются о месте и времени рассмотрения заявления, однако их неявка без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующего вопроса.

Решение по вопросу о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания выносится в виде постановления.

Судьям районных судов при рассмотрении жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам указанной категории необходимо исходить из того, что факт устранения ответственности после принятия оспариваемого постановления является основанием не для его отмены, а для указания в резолютивной части судебного решения на то, что оспариваемое постановление мирового судьи не подлежит исполнению.

При квалификации действий лица по ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ), судьям также необходимо применять положения Закона № 196 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ. В связи с этим к материалам дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ должна быть приобщена информация о привлечении к административной ответственности за ранее совершенное аналогичное правонарушение, в частности о том, какова была выявленная концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе с учетом погрешности технического средства измерения. Кроме того, обращаю внимание на то, что к протоколу должна быть приобщена информация о том, когда постановление о наложении первого административного наказания начало исполняться. Отсутствие данных сведений может привести к ошибке при правовой квалификации действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поэтому при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении необходимо обращать внимание на эти обстоятельства и возвращать протокол об административном правонарушении и другие материалы дела со ссылкой на ст. 29.4 КоАП РФ по мотиву неполноты материалов, характеризующих объективную сторону.

В определении о возвращении протокола об административном правонарушении должно быть указано, о каких документах идет речь, с тем чтобы должностное лицо имело возможность правильно устранить недостатки.